БАЗ: новые горизонты тяжёлых грузовиков от компании «Романов»
Прошлый год был насыщен событиями, связанными с грузовиками БАЗ, чьи шасси разрабатывались командой компании «Романов» на основе решений Брянского завода колёсных тягачей. Сборка данных автомобилей осуществляется на производственной площадке в Шушарах под Санкт-Петербургом, где ранее находилась линия по выпуску техники марки MAN. Изначальная идея проекта была выдвинута на Обуховском заводе, который является частью группы «Алмаз-Антей», однако позже для работы на гражданской линии была организована новая юридическая структура с именем «Романов».
Концепция тяжёлого грузовика, оборудованного независимой подвеской и рассчитанного на движение по дорогам общего пользования, была задействована в 2021 году. Разработка конструкции стартовала в январе 2022 года, а в 2023 году было завершено создание первого макета проекта. Ожидается, что до конца этого года начнётся серийное производство моделей на шасси 6х6, среди которых седельный тягач, самосвал, бортовая платформа и само шасси. Заказчики смогут выбрать одну из пяти различных кабин на выбор.
Александр Бредихин, который возглавляет департамент маркетинга, сообщил, что в течение трех лет «Романов» планирует выйти на уровень продаж 2000 автомобилей в год. На 2026 год планируется продать около 600 грузовиков, что указано в специальном инвестиционном контракте, подписанном с Минпромторгом в апреле 2025 года. В настоящее время уже зарегистрировано более предварительных заказов, чем может произвести компания. Объём российского рынка автомобилей 6х6 по оценкам составляет порядка 6000 машин в год, что делает планы компании достаточно реалистичными.
Первая предсерийная модель уже поступила в Газпром для тестирования в Ямбурге, за Полярным кругом, а также будет передана в Краснодар ещё одна бортовая платформа. За шесть месяцев ожидается получение отчёта о результатах эксплуатационных испытаний, что даст возможность участвовать в тендерах Газпрома.
В следующем году начнётся работа над версией 8х8, позже речь пойдёт о строительстве моделей 10х10. Модульная конструкция шасси позволяет применение неограниченного количества осей, что означает высокий уровень унификации. Большинство осей имеют одинаковую структуру, при этом предусмотрена возможность поворота средней оси, хотя в стандартном варианте эта функция заблокирована.
Также в начале ноября вступило в силу Одобрение типа транспортного средства на грузовики БАЗ. Например, самосвал с модификациями S31A50 и S31A51 предназначен для транспортировки сыпучих материалов с механизмом разгрузки. Кабина автомобиля имеет каркасную конструкцию и может наклоняться. Расстояние между осями может варьироваться, а технически допустимая полная масса достигает 30 тонн, в то время как снаряженная масса колеблется от 17 400 до 19 540 кг.
Двигатель модели БАЗ — дизельный ЯМЗ-6531 с рабочим объёмом 11 122 см³, обеспечивающий крутящий момент в 1790 Нм. Коробка передач механическая, 9-ступенчатая, а сцепление – однодисковое.
При обсуждении финансовых вопросов с Александром Бредихиным мы подняли тему возможного снижения маржи компании. Он заметил, что на начальном этапе проектов часто наблюдаются затраты, превышающие доходы, а окупаемость ожидается в сроке менее 10 лет.